Путин поддерживает Лукашенко, чтобы предотвратить опасный для России прецедент — смену власти под влиянием общественного недовольства, считают эксперты. В Москве, однако, не исключают постепенной смены главы Беларуси.
« Владимир Путин очень не хочет прецедента в соседней и во многом очень близкой стране, где повстанческое общество свергает лидера. Путин представляет себе этот сценарий в своей стране», - пишет аналитик Александр Класковский.
Эксперты в Беларуси отмечают, что переговорная позиция белорусского лидера в отношениях с Москвой очень слабая, что вызвало серьезный кризис внутри страны, а также «сжигание мостов» в отношениях с Западом из-за жестоких репрессий против оппонентов и участников после выборных протестов.
Аналитики утверждают, что в нынешней ситуации, когда подрывается законность правления Александра Лукашенко, Москва рискует подписать с ним важные соглашения, такие как дорожные карты по углублению интеграции, которые Кремль продвигает в течение долгого времени.
«Кремль, вероятно, осознает, что легитимность Лукашенко сомнительна, а долгосрочные договоренности рискованны. Путин также прекрасно знает, что его белорусский партнер умеет уклоняться от обещаний и даже от уже заключенных соглашений. Тем не менее Кремль протягивает ему руку помощи », - отмечает Класковский.
По мнению аналитика Арчиома Шрайбмана, «принуждение ныне слабого лидера Белоруссии к глубокой интеграции — не менее рискованное ».
В нынешней ситуации подписание интеграционных дорожных карт может превратить продемократический протест в Беларуси в национально-освободительную борьбу. «Тогда забудутся устойчивые пророссийские настроения большинства белорусов», - считает эксперт.
Также, по мнению политолога Валера Карбалевича, подписание интеграционных дорожных карт в ближайшем будущем может привести к усилению протестов, так тщательно подаваемых белорусскими властями.
Сам Лукашенко избрал тактику убеждения Москвы в угрозе, исходящей от НАТО и цветных революций. «Даже загнанный в угол Лукашенко будет торговаться. Вместо обещаний уступок он докажет Кремлю, что спасает страну от антироссийского восстания и танков НАТО под Смоленском. И за такие услуги надо платить. В ответ он услышит неприятные намеки на то, что пора постепенно уходить (от власти) », - говорит Шрайбман.
Карбалевич отмечает, что Лукашенко отрицает право на диалог с собственным обществом, но ведет переговоры с лидером соседней страны. «Это наступательная ситуация не только для Лукашенко, но и для всей Беларуси. Его судьбу решит соседняя страна. Это досадный конец сказке о Лукашенко как защитнике белорусского суверенитета », - считает аналитик.
«Существует также проблема международного признания», - отмечает Шрайбман.
- Любые соглашения, которые существенно ограничили бы суверенитет Беларуси, скорее всего, не будут признаны на Западе. По этой причине белорусский протекторат грозит превратиться в Крым, изолированный от мировой торговли и инвестиций санкциями. А это означает гораздо большую нагрузку на шею России, чем в годы крупнейших дотаций (для Беларуси) ».
Задаваясь вопросом, как Лукашенко мог бы отплатить Москве за помощь в краткосрочной перспективе, Шрайбман отмечает, среди прочего, доли в наиболее прибыльных предприятиях, перенаправляя экспорт белорусских товаров из портов Литвы в порты России или соглашаясь на размещение в стране базы российской военной авиации.
По словам Карбалевича, именно Москва «подталкивает Минск к конституционной реформе» и досрочным выборам, о чем Путин четко заявил во время встречи с Лукашенко. По мнению Кремля, такой шаг стал бы пресловутым пряником для белорусского общества, считает политолог.
«Известно, что Кремль не так сильно беспокоит развитие демократии в Беларуси. Для него важно сохранить (а еще лучше — усилить) свое влияние здесь и на Лукашенко и позже », - считает Класковский.
По словам Шрайбмана, нынешний кризис в Беларуси оказался более глубоким, чем ожидалось, а слабость и непризнание Лукашенко создает проблемы даже для его традиционных союзников.
«Для Москвы оптимальным сценарием была бы бескровная стабилизация ситуации руками Лукашенко, а затем плавная и согласованная передача власти в сторону более покладистого кандидата», - считает аналитик. Таким образом, «Москва могла не только сосредоточиться на Лукашенко», но и выстраивать каналы влияния через партии, силовые структуры, чиновников, политиков и т. Д.
Однако, по его оценке, в нынешней ситуации нет гарантии, что такой сценарий будет реализован, потому что слабый Лукашенко может не справиться с такими задачами, а сильный - в очередной раз отвернется от своего союзника.
«Из перезрелого яблока, которое должно было попасть в руки Кремля, белорусский режим все больше и больше становится токсичным активом, с которым так же трудно иметь дело, как и пытаться от него избавиться», - резюмирует Шрайбман.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.