На сегодняшнем заседании Законодательного собрания Приморского края планировали принять в трёх чтениях законопроект о подведении в чёткие сроки инфраструктуры к землям для многодетных. Однако депутаты «споткнулись» о норму продажи земли: в проекте указано, что если семья участок продаст, то у муниципалитетов не будет обязанности проводить к ним дороги и свет. Из-за неясного толкования этой нормы, которая вызвала вопросы у нескольких депутатов, закон приняли в первом чтении, а затем отправили дорабатывать.
О проекте докладывал Сергей Батаев, и. о. министра имущественных и земельных отношений Приморского края. По новому закону земельные участки, выданные многодетным семьям до 1 марта 2025 года, должны быть обеспечены подъездными путями в течение трёх лет, до июля 2028 года. Обустройство этих подъездных путей должно быть включено в муниципальные планы и программы до октября 2025 года. Предельный же срок обустройства дорог и проездов в этом случае устанавливается до июля 2031 года.
Кроме того, законопроектом предлагается установить, что в случае продажи многодетной семьёй такого земельного участка сроки по обеспечению дорогами, водой и электричеством могут не соблюдаться. Этот пункт вызвал много вопросов у депутатов.
Геннадий Шульга спросил, как будет соблюдаться «исключение» в случае с дорогами – ведь участки выдаются большим количеством в одном районе. Выдали, например, на Весенней 30 участков, а кто-то один решил его продать. И что, остальные теперь дорогу не получат?
Батаев на вопрос ответить внятно не смог: «Рассмотрение вопроса об инфраструктуре будет с учётом конкретных обстоятельств по реализации земельного участка, а в комплексе, конечно же, вопросы обеспечения инфраструктурой будут решены».
Подлила масла в огонь и председатель краевого правительства Вера Щербина. Она заявила, что «деталей не знает, но вопрос может решаться в судебном порядке». Не выдержал уже и Игорь Чемерис. Чем больше, говорит, ответов, – тем больше появляется вопросов. Он попросил уточнить, о каких вообще судебных разбирательствах может идти речь.
«Давайте по хронологии: люди получили земельные участки до 1 марта 2025 года, затем к ним начали обустраивать временные проезды, а за три года могут произойти разные жизненные ситуации, – говорит депутат. – И если какое-то количество людей будет зависеть от вопроса «продать или не продать», то я, честно говоря, не понимаю, как это будет происходить. Давайте о какой-то конкретике скажем. О каких судебных требованиях речь идёт? К кому? Что за специальные требования, общие? Будут дороги сделаны? Если у нас есть 30-40 участков, к которым должны провести дороги, а за это время кто-то землю продал, то мы будем кусками делать, что ли, или как?».
Представители правового управления попытались объяснить, что речь идёт только о том, что с муниципалитетов в случае продажи земли снимаются обязательства по срокам, но если они уже начали дороги строить, то их, конечно, достроят.
В итоге пришли к хрупкому консенсусу: если многодетные продадут «целую улицу», то к этим участкам дороги можно не делать. А если один-два участка, то никто перекрывать или обходить стороной эту часть не будет – сделают всем. Но Вера Щербина попросила министерство земельных и имущественных отношений сделать более подробное толкование новой нормы, прислать её депутатам и обсудить.
На насущный вопрос о том, откуда муниципалитетам брать деньги, Щербина без уточнения сроков и конкретных округов ответила, что есть «порядка 40 млрд рублей своих, ещё 60 млрд рублей передаём из краевого бюджета, поэтому деньги есть».
Законопроект в первом чтении приняли большинством голосов, трое депутатов от голосования воздержались. Но рассмотрение второго и третьего чтения с повестки сегодняшнего заседания сняли до прояснения.
Напомним, в конце прошлого года в Приморье приняли «сопутствующий» закон – он зафиксировал необходимость проведения инфраструктуры и уточнял её параметры, но только один срок – до 2028 года. А накануне землями без подъездных путей заинтересовался Следком РФ.
О проекте докладывал Сергей Батаев, и. о. министра имущественных и земельных отношений Приморского края. По новому закону земельные участки, выданные многодетным семьям до 1 марта 2025 года, должны быть обеспечены подъездными путями в течение трёх лет, до июля 2028 года. Обустройство этих подъездных путей должно быть включено в муниципальные планы и программы до октября 2025 года. Предельный же срок обустройства дорог и проездов в этом случае устанавливается до июля 2031 года.
Кроме того, законопроектом предлагается установить, что в случае продажи многодетной семьёй такого земельного участка сроки по обеспечению дорогами, водой и электричеством могут не соблюдаться. Этот пункт вызвал много вопросов у депутатов.
Геннадий Шульга спросил, как будет соблюдаться «исключение» в случае с дорогами – ведь участки выдаются большим количеством в одном районе. Выдали, например, на Весенней 30 участков, а кто-то один решил его продать. И что, остальные теперь дорогу не получат?
Батаев на вопрос ответить внятно не смог: «Рассмотрение вопроса об инфраструктуре будет с учётом конкретных обстоятельств по реализации земельного участка, а в комплексе, конечно же, вопросы обеспечения инфраструктурой будут решены».
Подлила масла в огонь и председатель краевого правительства Вера Щербина. Она заявила, что «деталей не знает, но вопрос может решаться в судебном порядке». Не выдержал уже и Игорь Чемерис. Чем больше, говорит, ответов, – тем больше появляется вопросов. Он попросил уточнить, о каких вообще судебных разбирательствах может идти речь.
«Давайте по хронологии: люди получили земельные участки до 1 марта 2025 года, затем к ним начали обустраивать временные проезды, а за три года могут произойти разные жизненные ситуации, – говорит депутат. – И если какое-то количество людей будет зависеть от вопроса «продать или не продать», то я, честно говоря, не понимаю, как это будет происходить. Давайте о какой-то конкретике скажем. О каких судебных требованиях речь идёт? К кому? Что за специальные требования, общие? Будут дороги сделаны? Если у нас есть 30-40 участков, к которым должны провести дороги, а за это время кто-то землю продал, то мы будем кусками делать, что ли, или как?».
Представители правового управления попытались объяснить, что речь идёт только о том, что с муниципалитетов в случае продажи земли снимаются обязательства по срокам, но если они уже начали дороги строить, то их, конечно, достроят.
В итоге пришли к хрупкому консенсусу: если многодетные продадут «целую улицу», то к этим участкам дороги можно не делать. А если один-два участка, то никто перекрывать или обходить стороной эту часть не будет – сделают всем. Но Вера Щербина попросила министерство земельных и имущественных отношений сделать более подробное толкование новой нормы, прислать её депутатам и обсудить.
На насущный вопрос о том, откуда муниципалитетам брать деньги, Щербина без уточнения сроков и конкретных округов ответила, что есть «порядка 40 млрд рублей своих, ещё 60 млрд рублей передаём из краевого бюджета, поэтому деньги есть».
Законопроект в первом чтении приняли большинством голосов, трое депутатов от голосования воздержались. Но рассмотрение второго и третьего чтения с повестки сегодняшнего заседания сняли до прояснения.
Напомним, в конце прошлого года в Приморье приняли «сопутствующий» закон – он зафиксировал необходимость проведения инфраструктуры и уточнял её параметры, но только один срок – до 2028 года. А накануне землями без подъездных путей заинтересовался Следком РФ.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.