Совет Федерации одобрил Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти".
"Документ подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления. Законопроект широко обсуждался на самых разных площадках, ведь местное самоуправление - это самый близкий к людям уровень власти. В доработке закона участвовали и сенаторы, и депутаты Госдумы. Многие поправки были учтены в итоговой редакции. В результате в итоговом варианте закон предусматривает максимально гибкое регулирование организации местного самоуправления", - отметил представитель от Приморского края, член комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Ролик.
Сенатор пояснил, что новый закон повысит статус главы муниципального образования. Теперь он будет одновременно замещать государственную должность субъекта федерации и муниципальную должность. Это даст возможность получать дополнительные гарантии, обеспечиваемые регионом. Помимо этого, в Федеральном законе закреплены 3 перечня полномочий:
- неотъемлемые полномочия муниципалитетов, не подлежащие перераспределению;
- полномочия, которые по умолчанию осуществляются муниципалитетами, но регион может забрать их себе;
- полномочия, изначально закрепленные за регионом, которые по его решению могут быть переданы в муниципалитет с обязательным финансовым обеспечением.
"Эти полномочия являются наиболее ресурсоемкими, поэтому данная мера позволит снять с муниципалитетов значительную нагрузку", - подчеркнул Александр Ролик. Сенатор отметил, что важным нововведением является запрет на изменение объема полномочий муниципалитетов иными федеральными законами. Теперь такие законы могут только конкретизировать полномочия муниципалитетов, но не расширять их.
"Это позволит не допустить возложения на муниципалитеты многочисленных дополнительных функций, как это часто бывает на практике. Что еще важно: по новому закону местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных полномочий Российской Федерации и полномочий субъекта РФ в пределах субвенций, предоставленных местным бюджетам в целях финансового обеспечения осуществления соответствующих полномочий", - пояснил парламентарий.
Что касается территориальной организации федеральным законом предусматривается три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ и внутригородское муниципальное образование города федерального значения. При этом регионы, имеющие социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности, смогут сохранить местное самоуправление в муниципальных районах, городских и сельских поселениях. Законом предусматривается требование об обязательном создании территориальных органов местной администрации, в случае перехода к одноуровневой системе.
"Данная мера будет являться важной гарантией доступности органов местного самоуправления для населения и позволит избежать отрыва местной власти от людей", - сказал Александр Ролик. Сенатор также отметил, что Федеральный закон вступит в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, при этом нормы, касающиеся полномочий, вступят в силу только с 1 января 2027 года. До этого момента будут действовать соответствующие положения 131-го Федерального закона, который был тоже серьезно доработан в последнее время.
Законопроект был разработан председателем Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом и главой комитета ГД по госстроительству и законодательству Павлом Крашенинниковым. Поправки в документ были внесены рядом сенаторов и депутатов Госдумы.
"Документ подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления. Законопроект широко обсуждался на самых разных площадках, ведь местное самоуправление - это самый близкий к людям уровень власти. В доработке закона участвовали и сенаторы, и депутаты Госдумы. Многие поправки были учтены в итоговой редакции. В результате в итоговом варианте закон предусматривает максимально гибкое регулирование организации местного самоуправления", - отметил представитель от Приморского края, член комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Ролик.
Сенатор пояснил, что новый закон повысит статус главы муниципального образования. Теперь он будет одновременно замещать государственную должность субъекта федерации и муниципальную должность. Это даст возможность получать дополнительные гарантии, обеспечиваемые регионом. Помимо этого, в Федеральном законе закреплены 3 перечня полномочий:
- неотъемлемые полномочия муниципалитетов, не подлежащие перераспределению;
- полномочия, которые по умолчанию осуществляются муниципалитетами, но регион может забрать их себе;
- полномочия, изначально закрепленные за регионом, которые по его решению могут быть переданы в муниципалитет с обязательным финансовым обеспечением.
"Эти полномочия являются наиболее ресурсоемкими, поэтому данная мера позволит снять с муниципалитетов значительную нагрузку", - подчеркнул Александр Ролик. Сенатор отметил, что важным нововведением является запрет на изменение объема полномочий муниципалитетов иными федеральными законами. Теперь такие законы могут только конкретизировать полномочия муниципалитетов, но не расширять их.
"Это позволит не допустить возложения на муниципалитеты многочисленных дополнительных функций, как это часто бывает на практике. Что еще важно: по новому закону местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных полномочий Российской Федерации и полномочий субъекта РФ в пределах субвенций, предоставленных местным бюджетам в целях финансового обеспечения осуществления соответствующих полномочий", - пояснил парламентарий.
Что касается территориальной организации федеральным законом предусматривается три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ и внутригородское муниципальное образование города федерального значения. При этом регионы, имеющие социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности, смогут сохранить местное самоуправление в муниципальных районах, городских и сельских поселениях. Законом предусматривается требование об обязательном создании территориальных органов местной администрации, в случае перехода к одноуровневой системе.
"Данная мера будет являться важной гарантией доступности органов местного самоуправления для населения и позволит избежать отрыва местной власти от людей", - сказал Александр Ролик. Сенатор также отметил, что Федеральный закон вступит в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, при этом нормы, касающиеся полномочий, вступят в силу только с 1 января 2027 года. До этого момента будут действовать соответствующие положения 131-го Федерального закона, который был тоже серьезно доработан в последнее время.
Законопроект был разработан председателем Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом и главой комитета ГД по госстроительству и законодательству Павлом Крашенинниковым. Поправки в документ были внесены рядом сенаторов и депутатов Госдумы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.