Всё начиналось от Старцевых.
В 1891-1896 гг. при строительстве железной дороги в районе Хурчизы (Угольной) были замечены выходы пластов угля. А первым начал строить маломощные шахты и шурфы в 1898 году предприниматель Алексей Старцев.
Алексей Дмитриевич наладил торговлю чаем из Китая, занимался созиданием во Владивостоке и на острове Путятина, где на пустом месте основал имение «Родное». Его сыны Дмитрий, Александр и Николай достойно продолжили дело отца. Среди множества прочих дел они занимались и развитием добычи углей.
Обратимся к историческому очерку, который позже написали Алексей Александрович Старцев и Алексей Викторович Шерешев.
«В 1909 году, продвигаясь вдоль Сучанской железной дороги, старцевские изыскатели обнаружили залежи угля за селом Угловое. Сделана заявка. Старцевым отмежёваны четыре рудничных отвода… сразу за селом, три с северной стороны дороги, один – с южной. В 1910-1911 годах старцевские отводы от основного пласта были сданы в аренду Леониду Леопольдовичу Артцу. Добрую память оставил этот поляк в Угловом, построив школу и церковь».
А всего на территории Углового насчитывалось пять шахт.
А потом Старцевы не бежали от советской власти. Они поверили Ленину, который сказал, что «НЭП – это всерьёз и надолго». Они знали, что уже прозвучали слова Сталина: «Товарищ Ленин говорил, что НЭП – это надолго, но он никогда не говорил, что навсегда». Но они пытались наладить работу угольных шахт. Вот что писал Дмитрий Алексеевич в автобиографии: «В 1924 году с одобрения Приморского Горного Управления я приступил к сооружению на Угловском 1-м руднике капитальной большой шахты с выпускной способностью 25 вагонов угля в сутки. Насосы выбрасывали до 5000 вёдер воды в час… Условия работы были очень тяжёлые, но мы проложили железнодорожный тупик в 1,5 версты. В это время началась ликвидация частной угольной промышленности. Многие рудники встали…
Пришли чиновники, имеющие большую власть, но не имеющие ответственности. А осенью прошёл тайфун страшной силы…».
Эти строчки утверждала жизнь. Братья вели работы по химизации бурых углей, предлагали проект сооружения электростанции мощностью 15000 киловатт на газе, чтобы удешевить саму электрическую энергию, представили планы строительства большого химического завода с выработкой бензина, креозота, машинных масел. Немало было и других дельных предложений. Во время угольного кризиса зимой 1929-1930 года Дмитрий предлагал освоить новые месторождения. И Горное Управление с ним соглашалось, но суд приговорил его к двум годам лишения свободы, которое заменил высылкой из края. Потом его причислили и к вредителям.
Конкурент Скидельский.
В1913 году в районе 9-го километра были обнаружены угольные выходы пластов, застолбленные предпринимателем Л.Ш. Скидельским. Он заложил три шахты, несколько шурфов и построил поселок. На зыбунах, на болотистой почве возник рудник Зыбунный. Шахты строили поразительно быстро: избыток рабочей силы, китайцев, да и угольные пласты залегали неглубоко – 25-50 метров. В 1914 году шахты и шурфы Скидельского выдавали 15 тысяч пудов угля. О первой шахте, которая строилась с января 1913 года, газета уже писала.
Все мы родом из Советского Союза.
В 1923 году, после национализации Зыбунного рудника, начата разработка месторождений угля в районе реки Озерные Ключи. В 1924 году руднику Зыбунный присвоено имя Ф.А. Сергеева (Артема). Он стал называться «Артемовские государственные каменноугольные копи».
Советская власть рассматривала Артем как важнейший угледобывающий район, выделяя средства на строительство и техническое оснащение шахт, пополнение рудника кадрами. С западных районов страны люди ехали строить шахты и город на Востоке. Бурно развивался рудник. В 1927 году работало пять шахт. Но механизация была слабой, хотя и планировалось приобрести врубовые машины, электровозы, погрузочную машину, электробуры.
В 1929г. в строй вступили шахты 2-2 бис и 6-я. В 1930г. на шахтах появились первые отбойные молотки, электросверла, колонковые лебедки, скреперы, конвейеры, компрессор и электровозы. В 1931 году сдали 4-ю шахту и 2/5.
Началось строительство ещё двух шахт – 3-ц (сдали в 1936г.) и 6-6 бис (вошла в эксплуатацию в августе-сентябре 1935г.), строили с 1931 года Сучанскую железнодорожную ветку и Артемовскую ГРЭС, и угольная промышленность получила новые перспективы быстрого развития.
26 октября 1938г. Президиум Верховного Совета РСФСР вынес решение о преобразовании поселка Артем в город.
В предвоенное время шахты в Артеме закладывались, строились и сдавались едва ли не каждый год. Образцы труда показывали стахановцы, орденоносцы, Герои Социалистического Труда Ахметша Зиганшин, Григорий Савельевич Григорьев, Пётр Афанасьевич Авдеев. Знатных шахтёров настолько много, что только имена передовиков производства займут несколько газетных полос.
В 1941 году с началом Великой Отечественной войны перед угольщиками встала проблема кадров: только в первый год войны с шахт Артема было мобилизовано более 2000 человек. Вместо мужчин, ушедших на фронт, на производство пошли женщины. Героический труд на шахтах рождал рекорды. После войны шахтёры и приехавшие в Артём бывшие фронтовики восстанавливали угольную промышленность города. И в начале 1960-х годов Артем давал половину добычи угля в крае.
Но месторождения истощались: верхние угольные пласты, самые богатые и удобные, были отработаны. Для перехода на нижние горизонты нужны были усилия и затраты. Впереди маячил неизбежный процесс закрытия шахт. Но, несмотря на это, самоотверженный труд шахтерских коллективов время не властно предать забвению.
Историография Шахт.
«Дальневосточная» (3-ц) начала строиться 7 ноября 1931 года, в 1934-м она уже выдала на-гора уголь, хотя в эксплуатацию её сдали в 1938г. с годовой проектной производственной мощностью 1500 тысяч тонн. Во время войны коллективу было вручено Красное Знамя ГКО, а 22 января 1971 года коллектив был награжден орденом «Знак Почета». Но 15 мая 1997 года работы по добыче угля на шахте были прекращены и шахта ликвидирована. В 1937 году на западной части Артемовского месторождения бурого угля была заложена и в 1941-м сдана в эксплуатацию шахта № 7 «Озерная» с проектной мощностью 300 тыс. тонн угля в год. В 1960-1975 годах горняки шахты славились своими трудовыми успехами. И в 1994 году «Озерная» стала… первым предприятием по добыче угля, с которого начался процесс закрытия шахт как особо убыточных.
В1939 году заложили шахту «Амурская» (№ 8), строительство которой во время войны было прекращено и продолжено с 1946 года. Сдали её в эксплуатацию в 54-м, 31 декабря, с проектной мощностью 450 тыс. тонн. На ней в 1969 году 18 человек бригады С.Р. Борисова установили рекорд российского масштаба: комбайном ПК-3М дали за месяц 10.512 тонн угля.
Проходческий комбайн ПК-3, как памятник шахтерскому труду и символ высокой производительности труда, установлен на пьедестале около здания администрации.
Шахту «Подгороденскую» тоже, как и 7-ю, сдали в эксплуатацию в 1941 году с мощностью 120000 тонн в год. И с этой шахтой связано немало трудовых подвигов. Яркими страницами в историю угольной отрасли Приморского края вошли годы восьмой пятилетки (1965-1970) – годы высокого трудового энтузиазма. Бригада В.Ф. Зубана первой освоила узкозахватные комбайны 2К-52 и ЛГД-2 и установила в декабре 1966 года рекорд края, добыв за месяц 22 217 т угля. В.Ф. Зубан стал Героем Социалистического Труда.
А после 1969 года добыча на шахте стала неуклонно снижаться. Причины: сложные горно-геологические условия при отработке нижних пластов; уменьшение рабочей мощности пластов; недостаточное выделение капвложений на развитие горных пород. В результате шахта была ликвидирована.
Строительство 11-й шахты («Приморская»), поле которой расположено в центральной части Артемовского буроугольного месторождения, тоже остановила война. До 1955 года. В 1961 году шахту сдали в эксплуатацию с проектной производственной мощностью 410 тысяч тонн. С 1991 года добыча на «Приморской» стала снижаться и в 1996-м составила 44,8 тысячи тонн вместо 120-ти. Ликвидирована была в 1999 году как особо убыточная.
Шахту 6-6 бис, печально известную как «арестантская» (на ней работали заключённые из лагеря на 17-м километре), заложили как 3-ц, в 1931 году, сдали в эксплуатацию на год раньше «ровесницы» – в 1935-м. Когда стало ясно, что шахте осталось жить недолго (её закрыли 1 января 1975 года), на разведанных угольных пластах Шкотовского месторождения по инициативе директора шахты 6-6 бис А.М. Матвеева построили новое предприятие – шахту имени Артема, точнее – три единицы: разведочную шахту на участке «Центральный», шахту «Смоляниновская» и разрез «Смоляниновский». Шахта имени Артема достойно справлялась с поставленными задачами. С 1986 года её начали реконструировать, в 1991-м сдали первый пусковой комплекс. Но в 1995 году правительство России сократило финансирование убыточных предприятий. Добычу угля шахтоуправление остановило 1 апреля 1998 года, а с 17 апреля были начаты ликвидационные работы. На 1 июля 1999-го все работы по ликвидации горных выработок были завершены.
В 1891-1896 гг. при строительстве железной дороги в районе Хурчизы (Угольной) были замечены выходы пластов угля. А первым начал строить маломощные шахты и шурфы в 1898 году предприниматель Алексей Старцев.
Алексей Дмитриевич наладил торговлю чаем из Китая, занимался созиданием во Владивостоке и на острове Путятина, где на пустом месте основал имение «Родное». Его сыны Дмитрий, Александр и Николай достойно продолжили дело отца. Среди множества прочих дел они занимались и развитием добычи углей.
Обратимся к историческому очерку, который позже написали Алексей Александрович Старцев и Алексей Викторович Шерешев.
«В 1909 году, продвигаясь вдоль Сучанской железной дороги, старцевские изыскатели обнаружили залежи угля за селом Угловое. Сделана заявка. Старцевым отмежёваны четыре рудничных отвода… сразу за селом, три с северной стороны дороги, один – с южной. В 1910-1911 годах старцевские отводы от основного пласта были сданы в аренду Леониду Леопольдовичу Артцу. Добрую память оставил этот поляк в Угловом, построив школу и церковь».
А всего на территории Углового насчитывалось пять шахт.
А потом Старцевы не бежали от советской власти. Они поверили Ленину, который сказал, что «НЭП – это всерьёз и надолго». Они знали, что уже прозвучали слова Сталина: «Товарищ Ленин говорил, что НЭП – это надолго, но он никогда не говорил, что навсегда». Но они пытались наладить работу угольных шахт. Вот что писал Дмитрий Алексеевич в автобиографии: «В 1924 году с одобрения Приморского Горного Управления я приступил к сооружению на Угловском 1-м руднике капитальной большой шахты с выпускной способностью 25 вагонов угля в сутки. Насосы выбрасывали до 5000 вёдер воды в час… Условия работы были очень тяжёлые, но мы проложили железнодорожный тупик в 1,5 версты. В это время началась ликвидация частной угольной промышленности. Многие рудники встали…
Пришли чиновники, имеющие большую власть, но не имеющие ответственности. А осенью прошёл тайфун страшной силы…».
Эти строчки утверждала жизнь. Братья вели работы по химизации бурых углей, предлагали проект сооружения электростанции мощностью 15000 киловатт на газе, чтобы удешевить саму электрическую энергию, представили планы строительства большого химического завода с выработкой бензина, креозота, машинных масел. Немало было и других дельных предложений. Во время угольного кризиса зимой 1929-1930 года Дмитрий предлагал освоить новые месторождения. И Горное Управление с ним соглашалось, но суд приговорил его к двум годам лишения свободы, которое заменил высылкой из края. Потом его причислили и к вредителям.
Конкурент Скидельский.
В1913 году в районе 9-го километра были обнаружены угольные выходы пластов, застолбленные предпринимателем Л.Ш. Скидельским. Он заложил три шахты, несколько шурфов и построил поселок. На зыбунах, на болотистой почве возник рудник Зыбунный. Шахты строили поразительно быстро: избыток рабочей силы, китайцев, да и угольные пласты залегали неглубоко – 25-50 метров. В 1914 году шахты и шурфы Скидельского выдавали 15 тысяч пудов угля. О первой шахте, которая строилась с января 1913 года, газета уже писала.
Все мы родом из Советского Союза.
В 1923 году, после национализации Зыбунного рудника, начата разработка месторождений угля в районе реки Озерные Ключи. В 1924 году руднику Зыбунный присвоено имя Ф.А. Сергеева (Артема). Он стал называться «Артемовские государственные каменноугольные копи».
Советская власть рассматривала Артем как важнейший угледобывающий район, выделяя средства на строительство и техническое оснащение шахт, пополнение рудника кадрами. С западных районов страны люди ехали строить шахты и город на Востоке. Бурно развивался рудник. В 1927 году работало пять шахт. Но механизация была слабой, хотя и планировалось приобрести врубовые машины, электровозы, погрузочную машину, электробуры.
В 1929г. в строй вступили шахты 2-2 бис и 6-я. В 1930г. на шахтах появились первые отбойные молотки, электросверла, колонковые лебедки, скреперы, конвейеры, компрессор и электровозы. В 1931 году сдали 4-ю шахту и 2/5.
Началось строительство ещё двух шахт – 3-ц (сдали в 1936г.) и 6-6 бис (вошла в эксплуатацию в августе-сентябре 1935г.), строили с 1931 года Сучанскую железнодорожную ветку и Артемовскую ГРЭС, и угольная промышленность получила новые перспективы быстрого развития.
26 октября 1938г. Президиум Верховного Совета РСФСР вынес решение о преобразовании поселка Артем в город.
В предвоенное время шахты в Артеме закладывались, строились и сдавались едва ли не каждый год. Образцы труда показывали стахановцы, орденоносцы, Герои Социалистического Труда Ахметша Зиганшин, Григорий Савельевич Григорьев, Пётр Афанасьевич Авдеев. Знатных шахтёров настолько много, что только имена передовиков производства займут несколько газетных полос.
В 1941 году с началом Великой Отечественной войны перед угольщиками встала проблема кадров: только в первый год войны с шахт Артема было мобилизовано более 2000 человек. Вместо мужчин, ушедших на фронт, на производство пошли женщины. Героический труд на шахтах рождал рекорды. После войны шахтёры и приехавшие в Артём бывшие фронтовики восстанавливали угольную промышленность города. И в начале 1960-х годов Артем давал половину добычи угля в крае.
Но месторождения истощались: верхние угольные пласты, самые богатые и удобные, были отработаны. Для перехода на нижние горизонты нужны были усилия и затраты. Впереди маячил неизбежный процесс закрытия шахт. Но, несмотря на это, самоотверженный труд шахтерских коллективов время не властно предать забвению.
Историография Шахт.
«Дальневосточная» (3-ц) начала строиться 7 ноября 1931 года, в 1934-м она уже выдала на-гора уголь, хотя в эксплуатацию её сдали в 1938г. с годовой проектной производственной мощностью 1500 тысяч тонн. Во время войны коллективу было вручено Красное Знамя ГКО, а 22 января 1971 года коллектив был награжден орденом «Знак Почета». Но 15 мая 1997 года работы по добыче угля на шахте были прекращены и шахта ликвидирована. В 1937 году на западной части Артемовского месторождения бурого угля была заложена и в 1941-м сдана в эксплуатацию шахта № 7 «Озерная» с проектной мощностью 300 тыс. тонн угля в год. В 1960-1975 годах горняки шахты славились своими трудовыми успехами. И в 1994 году «Озерная» стала… первым предприятием по добыче угля, с которого начался процесс закрытия шахт как особо убыточных.
В1939 году заложили шахту «Амурская» (№ 8), строительство которой во время войны было прекращено и продолжено с 1946 года. Сдали её в эксплуатацию в 54-м, 31 декабря, с проектной мощностью 450 тыс. тонн. На ней в 1969 году 18 человек бригады С.Р. Борисова установили рекорд российского масштаба: комбайном ПК-3М дали за месяц 10.512 тонн угля.
Проходческий комбайн ПК-3, как памятник шахтерскому труду и символ высокой производительности труда, установлен на пьедестале около здания администрации.
Шахту «Подгороденскую» тоже, как и 7-ю, сдали в эксплуатацию в 1941 году с мощностью 120000 тонн в год. И с этой шахтой связано немало трудовых подвигов. Яркими страницами в историю угольной отрасли Приморского края вошли годы восьмой пятилетки (1965-1970) – годы высокого трудового энтузиазма. Бригада В.Ф. Зубана первой освоила узкозахватные комбайны 2К-52 и ЛГД-2 и установила в декабре 1966 года рекорд края, добыв за месяц 22 217 т угля. В.Ф. Зубан стал Героем Социалистического Труда.
А после 1969 года добыча на шахте стала неуклонно снижаться. Причины: сложные горно-геологические условия при отработке нижних пластов; уменьшение рабочей мощности пластов; недостаточное выделение капвложений на развитие горных пород. В результате шахта была ликвидирована.
Строительство 11-й шахты («Приморская»), поле которой расположено в центральной части Артемовского буроугольного месторождения, тоже остановила война. До 1955 года. В 1961 году шахту сдали в эксплуатацию с проектной производственной мощностью 410 тысяч тонн. С 1991 года добыча на «Приморской» стала снижаться и в 1996-м составила 44,8 тысячи тонн вместо 120-ти. Ликвидирована была в 1999 году как особо убыточная.
Шахту 6-6 бис, печально известную как «арестантская» (на ней работали заключённые из лагеря на 17-м километре), заложили как 3-ц, в 1931 году, сдали в эксплуатацию на год раньше «ровесницы» – в 1935-м. Когда стало ясно, что шахте осталось жить недолго (её закрыли 1 января 1975 года), на разведанных угольных пластах Шкотовского месторождения по инициативе директора шахты 6-6 бис А.М. Матвеева построили новое предприятие – шахту имени Артема, точнее – три единицы: разведочную шахту на участке «Центральный», шахту «Смоляниновская» и разрез «Смоляниновский». Шахта имени Артема достойно справлялась с поставленными задачами. С 1986 года её начали реконструировать, в 1991-м сдали первый пусковой комплекс. Но в 1995 году правительство России сократило финансирование убыточных предприятий. Добычу угля шахтоуправление остановило 1 апреля 1998 года, а с 17 апреля были начаты ликвидационные работы. На 1 июля 1999-го все работы по ликвидации горных выработок были завершены.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.